Начало
О переводах Корана
Ислам и Индуизм
   Кабир
   Саи Баба
   Ислам и Йога
   Миграж Пророка
   Борак и Кундалини
Понятие джихада
Реинкарнации
Ветхий завет

Амнайя сутра, 2.5.9:
"Высшая Сущность едина и недвойственна, вечна и обладает непостижимой энергией. Она вечно обладает признаками и также вечно не обладает этими признаками, единство и различие аспектов Высшей Сущности непостижимо"

Диалог Шри Раманы Махарши с мусульманином:
— Имеет ли Бог форму? — спросил мусульманин.
— Кто говорит, что Бог имеет форму? — спросил Шри Рамана.

— Если Бог бесформен, то не будет ли ошибкой приписывать Ему форму идола и почитать Его в нем?
— Оставьте Бога в покое; сначала скажите, имеете ли вы форму?
— Конечно, я имею форму, как вы можете видеть, но я — не Бог.
— Тогда значит вы — славно одетое физическое тело, составленное из мяса, крови и костей?
— Да, должно быть так. Я сознаю свое существование в этой телесной форме.
— Вы называете себя телом, поскольку сейчас сознаете свое тело, но разве вы — это тело? Может ли оно быть вами в глубоком сне, когда вы совершенно не осознаете его существование?
— Да, я должен оставаться в той же телесной форме даже и в глубоком сне, ибо я сознаю ее до тех пор, пока не засну, а как только проснусь, вижу, что точно такой же, как был перед сном.
— А если приходит смерть?

Собеседник остановился и после минутного раздумья сказал:
— Ладно, тогда меня считают мертвым и тело хоронят.
— Но вы сказали, что являетесь телом. Почему оно не протестует, когда его увозят хоронить, говоря: "Нет! Нет! Не забирайте меня! Я приобрел это имущество, я ношу эти одежды, этих детей породил я, они все мои, я должен оставаться с ними!"

Здесь посетитель признался, что ошибочно отождествлял себя с телом, и сказал:
— Я есть жизнь в этом теле, но не тело само по себе.
Тогда Шри Рамана разъяснил ему:
— До сих пор вы серьезно считали себя телом и имеющим форму. Это — первичное неведение, коренная причина всех беспокойств. Пока вы от него не избавились, пока не познали свою бесформенную природу, будет простым педантизмом спор о Боге, имеет Он форму или бесформен, правильно ли почитать Бога в форме идола, когда Он на самом деле не имеет формы. До тех пор пока не осознано бесформенное Я, Атман, человек не может искренне почитать бесформенного Бога.

Ислам и Индуизм

Возможно, подобное сравнение - сравнение Ислама и Индуизма - покажется кому-то надуманным, а, может быть, и кощунственным. В конце концов, примирение Ислама и Христианства еще можно себе представить, Ислама и Иудаизма - тоже (сам Мухаммед называл христиан и иудеев "людьми писания" и считал, что Ислам является развитием этих религий). Но вот Ислам и Индуизм многим представляется очень разными. Вместе с тем, нам кажется, это не так.

Перво-наперво позволим себе развеять один миф. Конечно, во всех серьезный справочниках и словарях можно обнаружить, что индуизм там описан как монотеистическая религия. Однако "обывательская" точка зрения, если можно так выразиться, придерживается противоположных взглядов.

И действительно, зачастую единственное, что известно про Индуизм (кроме "переселения душ") это то, что в этой религии огромное количество богов. Это позволяет, если не вдаваться в подробности, причислить Индуизм к язычеству.

Но правильно ли это будет?

В "Ведах", классической индуистской литературе, утверждается, что есть Один верховный Бог. Остальные боги не являются каким-либо самостоятельным образованием, фактически, они являются иллюзией, созданной Творцом, а иллюзия, как мы знаем, есть по определению что-то несуществующееА.

Это подобно тому, как во сне мы видим себя как действующее лицо, других людей, возможно, какого-то постороннего комментатора и т.п. Однако фактически всеми персонажеми сна является наше собственное сознание, наше многогранное и вместе с тем единое в своей сущности "Я". (В частности, именно поэтому в современной психологии невозможна такая вещь, как сонник, потому что любой объект сна важен только в сочетании с трактовкой и отношением к нему сновидца, что исключает независимость этих объектов. Это, безусловно, не исключает универсальных объектов, так как подобные объекты, как прекрасно показал в своих исследованиях Карл Густав Юнг, имеют отношение к глубинной, и потому коллективно-универсальной части нашей психики.)

В индуистской мифологии множество жизнеописаний святых, которые начинали свой путь с поклонения какому-либо одному богу, а в конце осознавали, что существует лишь единый Бог. Это осознание и является наибольшей ценностью и наибольшим достижением по меркам Индуизма.

Другой камень преткновенья - поклонение статуям и святым местам в Индуизме. Мухаммад недвусмысленно указал на недопустимость идолопоклонства. Но нельзя забывать, что сам Мухаммад считал Каабу святым местом. Безусловно, у Него были на то причины. Возможно, есть причины и у индусов? Они поклоняются статуям, которые сделали святые люди, местам, которые святые объявили священными. Признавая возможность соединения человека с Божественной энергией мы должны признать, что у святых есть доводы, неведомые нам.

Удивительный синтез Индуизма и Ислама мы можем наблюдать в Индии. Не смотря на ужасающие трагедии, которые произошли в этой стране по вине представителей обеих религий (массовые убийства и беспорядки, теракты), в этой стране было множество святых, которые пытались примирить людей. Они утверждали, что нет причин для разногласий между мусульманами и индусами.

Причина таких разногласий никогда не лежала в области теологии, т.е. разногласия не имели под собой реальной религиозной почвы. Все разногласия порождались исключительно нетерпимостью, жаждой власти, агрессией и желанием мести. Если бы мусульмане и индусы избавились от этих недостатков (которыми не обладал ни Мухаммад, ни индийские святые), то между ними всегда царил бы мир, как между братьями по вере.

Ведь по сути эти религии описывают одну и ту же картину мира: наша мирская жизнь - игра, а реальность - только Всевышний. Этот момент, столь часто упоминаемый в индуистских трактатах, остается, к сожалению, на втором плане при чтении Корана, однако и там он указан вполне отчетливо:

Коран 55.27: Все, что на земле, пройдет; только лик Божий пребудет вечно. Слава и Величие окружают Его
Коран 3.185: Ближайшая жизнь - только пользование обольщением.
Коран 6.32: Здешняя жизнь - только игра и забава.
Коран 29.64: И здешняя близкая жизнь - только забава и игра, а обиталище последнее - оно жизнь, если бы они это знали!

Совершенно аналогичено говорят индийские святые: жизнь - это майя, иллюзия, созданная лишь для того, чтобы поднять нас к более высокому уровню сознания. Поэтому к ней нужно относится, с одной стороны, очень бережно, не совершать неправедных поступков, а с другой - к ней нельзя относиться, как к реальности. Очень хорошо это отношение описано в этом фрагменте "Игры в бисер" Гессе (Индийское жизнеописание).

Цель и мусульман, и индуистов - одна. И цель эта - духовная трансформация. В Исламе она именуется воскресением, в индуизме - самореализацией (атма сакшат кар, пробуждение Кундалини). Эти сходные процессы различаются в одном: согласно Корану, воскресение касается абсолютно всего человечества и, по всей видимости, происходит в одно время (например, в течении одного века). В то время как про пробуждение Кундалини нам известно, что этот процесс более индивидуален. То есть во все времена жили множество святых, у которых эта энергия была в пробужденном состоянии.

Но ведь и в арабских странах есть великие суфии, которые, хотя и нередко отрицаются официальной религией, все же очень популярны и, безусловно, глубоко духовны, т.е. они совершили эту загадочную трансформацию. Суфии, по всей вероятности, также обладают пробужденной Кундалини. Нам кажется, что пробуждение Кундалини и Миграж Пророка - одно и то же явление. И суфии обладают всеми качествами, которые описаны как качества, которые люди приобретают во время воскресение - знание о себе, уверенность в существовании Бога и т.д.

Вместе с тем нам известно, что время воскресения связано со временем прихода имама Махди. А в Индуизме считается, что пробуждение Кундалини станет массовым во время прихода Матрейи. Таким образом, если мы предположим, что пробуждение Кундалини и воскресение - название одного и того же явления, то получается, что Матрейя и Махди - одна и та же личность.

Приведем еще одно наблюдение в пользу этой теории.

Считается, что санскрит - один из изначальных языков человечества, множество слов в остальных языках связаны со словами на санскрите. На санскрите "Первозданная Мать" звучит как "Ади Ма". Ади Ма - первое имя Богини Шри Ади Шакти, или, мы можем сказать, имя Желания или Силы Бога Всемогущего. Также известно другое Ее имя - "Тригунатмика", что означает - "Обладающая тремя гунами". Три Гуны - это очень емкое понятие, которое описывает тройственность нашего мира, например это желание, созидание и откровение; это также прошлое, будущее и настоящее и три энергетических канала тонкого тела человека: Тамо, Раджа и Саттва. Т.е. Шри Ади Шакти - Мать трех гун.

Таким образом нам представляется возможным предположить, что имя Ади Ма в исламской традиции звучит Ма Ади или же "махди", а в буддийской (или индуистской) - Ма Трейя (Мать трех).

Кстати, одно из имен Богини, встречающееся в индуистских трактатах - Аллах. Об этом можно посмотреть в разделе "История Ислама".

А о пророчествах в различных религиях относительно судного дня можно прочитать на сайте Предсказания и пророчества: Золотой век.

(c) "Чистое знание". См. также сайт о Сахаджа Йоге и Библиотеку духовной литературы.