|
Реинкарнации в контексте Ислама - ересь или упущение?
Коран 3.5: "Он – Тот, кто ниспослал тебе писание, в нём есть стихи, расположенные в порядке, которые есть мать книги; и другие, сходные по смыслу. Те же, в сердцах которых уклонение – они следуют за тем, что в нём сходно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого. Не знает его толкования никто, кроме Аллаха. И твёрдые в знаниях говорят: «Мы уверовали в него; всё – от нашего Господа"
В предисловии к этому скромному труду хочется разъяснить, что автор никак не домогался смятения или косноязычного толкования, все выводы опираются на Коран и хадисы пророка Мухаммеда. Цитируемые аяты не вырваны из контекста, в некоторых местах приводятся предшествующие аяты, чтобы избежать двусмыслия. Основанием для данного исследования послужили некоторые противоречия, которые, как позже станет видно, таковыми не являются.
Официальное толкование Корана не может удовлетворить хотя бы уже потому, что "не знает его толкования никто, кроме Аллаха". Никто из исламских учёных не может с полной достоверностью обосновать, что в Коране нужно понимать буквально, а в чём нужно усматривать символическое значение. Например, в описании Рая используются очень чувственные, понятные, земные образы. А что, если иначе невозможно объяснить, что Рай – это средоточие блаженства, когда все представления об удовольствии сводятся к хорошей еде и питью, прекрасным девам, отдыху в тенистой рощице? Ведь высшая цель верующего, согласно Корану – узреть Аллаха, и в этом косвенное подтверждение тому, что образы Рая – если и реальны, то они меркнут пред Ликом Милосердного. Кто может полноправно сказать, что это не так? В Священной Книге есть совершенно непонятные места, которые без знания, данного Аллахом, вообще нельзя истолковать. Как пример, хочется привести аят, в котором, клянусь ночью, когда она сгущается, обычный человек мало что разберёт:
Коран 24.35: "Аллах – свет небес и земли. Его свет точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло – точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного, маслины ни восточной, ни западной. Масло её готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведёт Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит притчи для людей. Аллах сведущ о каждой вещи"
Кроме того, представители официального Ислама не направляют свои усилия на то, чтобы разобраться в сущности других религий, которые призывают избегать мерзостей и приносить очищение. Они слишком поспешно объявляют ересью то или иное учение, ссылаясь на Коран, истинное толкование которого они не знают. Например, идея реинкарнации (реинкарнация – это переселение душ умерших людей в новые тела) считается недопустимой, тогда как данное исследование, проведённое беспристрастно, доказывает обратное.
Справедливость и произвол
Коран 10.45: "О служители мои, Я рассчитываюсь с вами, а потом вознаграждаю вас только за ваши дела, а потому да воздаст хвалу Аллаху тот, кто нашёл благо, тот же, кто нашёл нечто иное, пусть не ищет виновных, виновен он один. Поистине, Аллах ни в чём не несправедлив к людям, но люди несправедливы сами к себе"
Коран 9.51: "А что постигает вас из несчастий – за то, что навлекли ваши руки".
Из приведённых выше аятов становится очевидным, что Аллах является справедливым правителем, и "Он не обидчик для своих рабов". В происходящих событиях необходимо прежде всего видеть собственную ответственность. То, что жизнь подчинена определенным законам, установленным Аллахом, видно из следующего аята:
Коран: "Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того, чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это легко для Аллаха! – чтобы вы не печалились о том, что вас миновало, и не радовались тому, что к вам пришло. Аллах не любит всякого гордеца хвастливого"
Вывод: жизнь – это не случайное стечение событий, во всём нужно видеть Божий промысел. С другой стороны, "Аллах ведёт прямым путём кого пожелает, а кого хочет - сбивает":
Коран 18.55: "Кто же неправеднее, чем тот, кому напомнили знамения его Господа, и он отвратился от них, и забыл то, что уготовали раньше его руки. Мы ведь положили на сердца их покровы, чтобы они не поняли его, а в уши их - глухоту"
Кто-то из людей "имеет покровы на своих сердцах", и они остаются глухими к увещеваниям. На первый взгляд – противоречие, которое с общепринятыми понятиями о справедливости никак не уживается, а всего ближе к произволу. Кроме "печати Аллаха", есть такие препятствия для принятия истинной веры, как семья ребёнка (дурные наследственности, жестокое обращение), религиозная среда (язычество, магические культы), географическое положение (отдалённость от очагов культуры), которые в наше время глобализации не так ярко выражены, как несколько столетий тому назад. Из Корана становится известным, что в каждую общину людей посылались пророки, чтобы указать прямой путь к Аллаху, то есть, в идеале, все люди должны исповедовать Ислам. Как показывают реальная жизнь и данные о верованиях различных народов мира, Ислам, в том виде, в котором он понимается последователями Мухаммеда, не исповедовался, по крайней мере об этом нет исторических и археологических данных. Например, ребёнок, рождённый в племени каннибалов на каком-то отдалённом острове в Тихом океане, впитывал обычаи племени, участвовал в магических ритуалах, почитал деревянных истуканов, съедал печень убитого врага и верил, что это придаёт силы. Если и приходило к этому племени увещевание, то довольно скоро оно забылось, и дети, внуки и последующие поколения ничего об этом не ведали. Возникает вопрос – какова участь этих людей в загробном мире с точки зрения официального Ислама? Если Рай – то за какие усилия, если Ад – то за какие прегрешения?
Подтверждение реинкарнации
Дальнейшие доводы будут строится на нескольких аятах, которые, удивительно почему раньше не обращали на них должное внимание, дают явные указания на возможность реинкарнации:
Коран 40.11-12: "Они скажут: "Господь наш, ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали свои грехи; нет ли пути к выходу? – Это для вас за то, что, когда призывали Аллаха единого, вы не верили, а если придавали Ему сотоварищей, то верили. Решение же у Аллаха высокого, великого."
Коран 22.5: "Среди вас есть тот, кто упокояется и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего"
Коран 2.26: "Как вы не веруете в Аллаха? Вы были мёртвыми, и Он оживил вас, потом он умертвит вас, потом оживит, потом к нему вы будете возвращены"
Возможно, первые два аята требуют дополнительных пояснений, но последний более всего, так как официальный Ислам имеет свою версию истолкования этого аята. По мнению учёных-мусульман, это следует понимать так: "вы были мёртвыми" - человека ещё нет на свете, "и Он оживил вас" - человек рождается, "потом он умертвит вас" - человек умирает, "потом оживит" - прах человека восстанет из земли в День Воскресения, "потом к нему вы будете возвращены" - Аллах спросит с человека о всех его деяниях. Однако из некоторых других аятов становится ясно, что возвращение к Аллаху происходит сразу после смерти человека:
Коран 39.43: "Аллах приемлет души в момент их смерти, а ту, которая не умерла, во сне; схватывает ту, для которой решил смерть, и отправляет другую до названного срока."
Коран 10.57: "Он оживляет и умерщвляет, и к Нему вы будете возвращены"
Коран 6.94: "Вы пришли к Нам одинокими, как Мы сотворили вас в первый раз, и оставили то, чем Мы вас наделили, за вашими спинами, и Мы не видим с вами ваших заступников, о которых вы утверждали, что они для вас – товарищи. Уже разорвано между вами и скрылось от вас то, что вы утверждали"
Коран 10.71: "Услада – в здешнем мире, потом – к Нам их возвращение, потом дадим им вкусить сильное наказание за то, что они не верили"
Если признать, что возвращение к Аллаху наступает не только в День Воскресения, но и сразу после смерти, где идёт некий промежуточный суд, тогда получается, что официальное толкование более, чем спорно. Если им пренебречь, и если опереться на вышеизложенные аяты, то толкование должно иметь следующий вид: "Вы были мёртвыми" - душа человека находилась в некоем месте хранения, "и Он оживил вас" - душа входит в тело ребёнка, "потом он умертвит вас" - смерть физического тела, душа возвращается к Аллаху и отходит в место хранения, "потом оживит, потом к нему вы будете возвращены" - повторение цикла жизни и смерти. О месте хранения упоминается в следующем аяте:
Коран 6.98: "Он тот, который вырастил вас из одной души, а затем место пребывания и хранения. Мы распределяем знамения для людей, которые понимают!"
В чём же смысл реинкарнации и как передаётся накопленный опыт из прошлых жизней? Подвержены ли все души мытарству жизни и смерти или некоторые из них пребывают в месте хранения до Дня Воскресения, когда они воплотятся в последний раз? Ниже приведены уже цитируемые аяты, но теперь они интересны в другом освещении:
Коран 40.11-12: "Они скажут: «Господь наш, ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали свои грехи; нет ли пути к выходу? – Это для вас за то, что, когда призывали Аллаха единого, вы не верили, а если придавали Ему сотоварищей, то верили. Решение же у Аллаха высокого, великого"
Коран 22.5: "Среди вас есть тот, кто упокояется и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего"
По видимому, реинкарнации подвержены души, которым необходимо получить определённый опыт, а также те, которые ещё не определились на чьей они стороне: Света или мрака. Возможно, именно о них говорится, что "если Аллах пожелает, он ведёт их по прямому пути, если захочет сбить – то нет у них другого заступника". Печати в сердцах и покровы на глазах – это не что иное, как негативный опыт предыдущих жизней:
Коран 17.74: "А кто был слеп в этой жизни, тот и в будущей – слеп и ещё больше сбившийся с пути"
Коран 5.54: "...И если они отвратятся, то знай, что Аллах хочет поразить их за некоторые их грехи"
Коран 40.64-65: "Мы возлагаем на душу только то, что она может; у Нас есть книга, которая говорит истину, и они не будут обижены. Да, сердца их в пучине этого и у них деяния помимо того, которые они творят"
Что же это за деяния помимо тех, которые они творят? Очевидно, что это деяния прошлых жизней. О тех же, кто избрал путь Света, говорится в следующем стихе:
Коран 47.6-7: "...А у тех, которые убиты на пути Аллаха – никогда Он не собьёт с пути их деяний, Он поведёт их и сохранит в порядке их состояние и введёт их в рай, который он дал им узнать"
Истолковать этот аят можно так: "никогда Он не собьёт с пути их деяний" - человек будет рождаться в своих следующих жизнях в благоприятных условиях для духовного роста, "Он поведёт их и сохранит в порядке их состояние" - генетически этот человек будет предрасположен к добродетели в отличие от тех, кто "имеет печать на сердце", "и введёт их в рай, который он дал им узнать" - в День Воскресения человек навсегда погрузиться в блаженство, которое он уже испытал в месте хранения до своего следующего воплощения.
Смысл реинкарнации в постепенном развитии души и в возможности избрать прямой путь, если в первой жизни это не удалось, а предпосылки для этого остались. Если же человек склонился ко злу и череда воплощений ничего не изменила в его намерениях, то о таких, по-видимому, сказано:
Коран 7.51: "В тот день, когда придёт толкование его, скажут те, которые забыли его раньше: "Приходили посланники Господа нашего с истиной. Есть ли у нас заступники, которые заступятся за нас? Или мы будем возвращены и будем делать не то, что делали?" Они нашли убыток самим себе, и исчезло от них то, что они измышляли"
Стоит особо отметить, что человек забывает о своей предыдущей жизни, накопленный опыт переносится в генетику и, как следствие, в те или иные качества характера и способности. Об этой забывчивости и генетической памяти говорится в следующих аятах:
Коран 22.51: "...и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего" (22:5)
Коран 7.181-182: "А тех, которые считали Наши знамения ложью, Мы низведём так, что они не узнают. И Я даю им отсрочку: ведь Моя хитрость прочна"
Коран 36.11: "Ведь Мы оживляем мёртвых и записываем, что они уготовали раньше, и их следы, и всякую вещь мы сочли в ясном оригинале" (36:11)
Вывод
Приведённое здесь истолкование аятов не только имеет право на существование, полученные выводы должны привлечь внимание тех, кто считает себя последователями Ислама. Только в свете данного исследования можно говорить о справедливости Аллаха и о том, что человек отвечает за свои собственные грехи, рождаясь в неблагоприятных условиях. Если основа, сложенная из аятов и скреплённая логическими выводами, достаточно прочна, чтобы утверждать о совместимости Ислама и реинкарнацией, тогда официальный Ислам требует пересмотра как своих внутренних столпов веры, так и отношений с другими религиями, которые допускают реинкарнацию. Приверженцам этих религий даже необходимо познакомиться с полученными выводами, так как только в Исламе идея реинкарнации доходит до своего логического завершения – Дня Воскресения.
(c) "Чистое знание". См. также сайт о Сахаджа Йоге и Библиотеку духовной литературы.
| | |